Акара

Акара (санскр. äkära, тиб. нампа) — в буддизме ментальная форма, познавательный образ, аспект или содержание сознания. Проблемы перевода термина связаны с его многозначностью в буддийской традиции.

В эпистемологии реалистических школ вайбхашики и саутрантики Акара называют образ или внутреннее содержание познавательного опыта, который возникает в результате контакта органов чувств и конкретного объекта. Вместе с тем Акара может быть и тот аспект перцептивного опыта — например, красный цвет розы, — на который направлено внимание и который в дальнейшем будет удостоверен в ходе перцептивного суждения: «эта роза красная».

Если в первом случае можно считать Акара внеконцептуальным и невербальным ментальным событием, то во втором выделение аспекта уже является актом различающего познания.
Эти два значения Акара развивались соответственно саутрантикой и вайбхашикой.

Согласно йогачаре, Акара — это проекция, порожденная не внешним объектом, а мысленным отпечатком (васана). В эпистемологии Дигнаги — Дхармакирти акт познания состоит в том, что сознание вступает в прямое или косвенное отношение с объектом, в результате которого следующий момент познавательного процесса будет представлять собой Акара — образ объекта, также обозначаемого термином сарупья или садришья, — имеющий форму, аналогичную форме объекта.

Однако Дигнага утверждает, что познавательный акт отражается в двух образах: образе познаваемого (грахья-акара) и образе познающего (грахака-акара), где первый представляет содержание познания, а второй передает ощущение субъективности этого познавательного акта.

Оставьте комментарий