Атиша Дипамкара Шриджняна

Атиша

Атиша Дипанкара Шриджняна

Атиша (санскр. Atisa, другие имена: Дипанкара Шриджняна, Джово Атиша, 982-1054) —
индийский ученый, буддийский монах, проповедник.

Пандита Атиша Дипамкара
Пандита Атиша Дипамкара

Родился в семье Кальянашри — правителя небольшого княжества Сахор (Сабар) в Бенгалии. Имя, полученное при рождении, — Чандрагарбха. Обучался у лучших буддийских учителей своего времени, таких как Джетари и Бодхибхадра. Оставив семью, вступил в буддийскую сангху, приняв имя Дипанкара Шриджняна (Светильник Мудрости).

Дипамкара Атиша - основатель школы Кхадампа
Дипамкара Атиша — основатель школы Кхадампа

Атиша— имя, под которым он более известен, является протобенгальской формой буддийского санскритского термина атисайа («доброжелательность») .

Согласно агиографическим источникам, Атиша обучался в четырех великих монастырских университетах династии Пала: Наланде, Одантапури, Сомапури и Викрамашиле, в последнем из которых был удостоен ученого звания пандита. Был прямым учеником Ратнакарашанти (Шантипы). Принадлежал ко второму поколению т.н. «стражей врат Учения» университета Викрамашила. Считался особым знатоком логики и буддийской тантры. Закончив обучение в Индии, совершил путешествие в Суварнадвипу (совр. Индонезия), где встретился со своим наиболее прославленным учителем — Дхармакиртишри, принадлежащим к школе читтаматра, от которого он унаследовал практику бодхичитты. На обратном пути из Суварнадвипы Атиша посетил Шри-Ланку и другие страны. По возвращении в Индию по просьбе царя Наяпалы стал настоятелем монастыря Викрамашила.

По приглашению тибетского царя в 1042 году Атиша прибыл в Тибет для распространения буддизма. Совместно с тибетским переводчиком Ринчен Санпо (958-1055 гг.) перевел
праджняпарамиты сутры, вместе с Накцо Цултрим Гьялвой перевел сочинения по мадхьямаке. Учениками Атиши в Индии были: Питопа, Дхарма-карамати, Митра-гухья, Джняна-мати и пандита Кшитигарбха. Наиболее известным тибетским учеником Атиши был Дромтонпа Гьялве Джуне (1008-1064 гг.), основавший монастырь Раден — первый монастырь тибетской школы Кадампа. Духовным основателем этой школы считается Атиша. Им также был впервые введен в Тибете культ Тары.

В монастыре Нетанг им был основан храм Тары. Атиша окончил свои дни там же, в Нетанге недалеко от Лхасы.

Атиша был автором 117 сочинений, в т.ч. основного — «Бодхипатха-прадипа» («Светильник на пути к просветлению») и комментария к нему. В трактате раскрывается содержание важнейшего буд. понятия «путь» (санскр. марга). Атиша подразделяет всех вступивших на путь буддийской Дхармы на три разряда: «низших», «средних» и «высших», описывает стадии освоения «пути» в соответствии с последовательностью принятия обетов пратимокши. Согласно Атиши, путь к просветлению заключается в следовании винае и накоплению религиозной заслуги (пунья), принятии новых, более строгих обетов, овладении буддийской религиозной практикой в соответствии с текстами праджняпарамиты.

На следующем этапе адепт должен перейти к изучению буддийской философии в форме мадхьямаки. На третьем этапе возможно теоретическое изучение тантр, и приступить к нему имеет право лишь адепт, располагающий личным духовным наставником и преуспевший в знании учения. Принятие тайных тантрических обетов и тантрическая практика в принципе исключены для монаха.

Три аспекта понимания «пути» у Атиши:

1) Путь как буддийская доктрина — Дхарма (см. Четыре благородные истины). Начало пути — принятие «тройственного прибежища» (вера в Будду, Дхарму, сангху). Затем последовательное принятие все более строгих обетов, вплоть до полного монашества.

2) Путь — это последовательное приобретение знаний, сначала сутры и Виная, затем праджняпарамита и комментарии к ней, затем философия мадхьямаки, тео-рия познания и логика.

3) Путь — это практика работы с собственным сознанием, очищение его от «загрязнений», последовательное овладение методами сначала низших тантр (крия-, чарья-, йога-тантры), под руководством опытного наставника. Практика высшей — ануттарайога-тантры для монаха исключалась.

Трактат «Бодхипатха-прадипа» впоследствии оказал большое влияние на знаменитого реформатора тибетского буддизма — Цонкапу и, как известно, вдохновил его на создание знаменитого трактата «Ступени на пути [к просветлению]» («Ламрим ченмо»). Не случайно сам Цонкапа основанную им школу гелук называл «новой кадам».

Оставьте комментарий