Бодхисаттва Авалокитешвара

Бодхисаттва

Бодхисаттва (санскр. bodhisattva, пали bodhisatta — «существо, [предназначенное к] просветлению», тиб. джанчуп семпа, кит. пуса, яп. босацу) — в традиционном буддизме и буддизме махаяны лицо, принявшее решение стать буддой, чтобы достичь нирваны и помочь другим существам выйти из безначальных реинкарнаций (см. Сансара) и страданий (см. Духкха).

Альтруистический идеал Бодхисаттвы, который «задерживается» в сансаре на некоторое время, ради того, чтобы помочь другим, противостоит двум другим, более эгоцентрическим ориентирам буддиста в Хинаяне — достижению состояний архата и пратьекабудды, стремящихся преимущественно к собственному освобождению.

В «ортодоксальном» буддизме тхеравады или хинаяны имидж Бодхисаттвы занимает почетное, но сравнительно маргинальное положение. Бодхисаттвами были только бывшие будды, коих насчитывается 24. Последним из Бодхисаттвой был исторический Будда Шакьямуни, но ожидается еще пришествие будды грядущего мирового порядка — Майтреи.

Будда Майтрея
Будда Майтрея

На этом пути будущие будды культивировали все необходимые «совершенства» (парамиты), а также сострадание к живым существам (каруна) и сорадование им (майтри). В палийском собрании джатак описываются многочисленные подвиги самопожертвования Будды в его прежних рождениях (например, знаменитая история о том, как Будда кормил голодную тигрицу, отрезая мясо от собственного тела), часто явно противоречащие декларируемой буддистами же ориентации на Срединный путь балансирования между любыми крайностями.

В махаяне идеал Бодхисаттвы становится приоритетным и определяющим (недаром другое
ее название боддхисаттваяна — «путь (колесница) Бодхисаттв»). Его реализация возможна уже не только для 24 будд, но и для каждого буддиста, что получает «космологическое» подкрепление: число Бодхисаттв, как и будд, мыслится бесконечным, и они населяют не только земной, но и небесные миры.

Будущий Бодхисаттва, которым может быть не только человек, но и другое существо, дает однажды великий обет достичь просветления и извлечь все существа из круговорота сансары.

В поэме Шантидэвы «Бодхичарья- аватара» (VIII в.) Бодхисаттва торжественно обещает себе использовать накопленную им «заслугу» (пунья) для облегчения страданий живых существ (передача своей заслуги в традиц. буддизме была онтологически немыслимой), служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары, быть защитником нуждающихся в защите, проводником блуждающих в пустыне, кораблем,
пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся (Ш.6-7, 17-18).

Длительность пути Бодхисаттвы исчисляется мировыми периодами. Он должен достичь
десяти совершенств, a некоторые классификаторы вменяют ему также обретение 37 начал просветления, в числе которых четыре состояния внимания, четыре сверхспособности и пять сверхсил. Еще один признак махаянского Бодхисаттвы — культивирование созерцания пустотности (шуньята) всего сущего, которое мыслится необходимым условием сострадания, но на деле оказывается условием и его «снятия»:

поскольку все сущее пусто и преходяще и некого и нечего почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, что следует любить или ненавидеть:

«Ищите их, — увещевает тот же Шантидэва, — и вы их не найдете!»
(IX. 152-153).

Бодхисаттвы занимают весьма значительное место в пантеоне центральноазиатской и дальневосточной махаяны и включают ряд учителей буддизма (начиная с Нагарджуны
и Асанги), но преимущественно это мифологич. персонажи, главных из которых
насчитывается от восьми до десяти (наиболее популярны Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Кшитигарбха).

Иерархия ступеней лестницы достижений Бодхисаттвы расписывается в праджняпарамитских текстах (см. Праджняпарамиты сутры), в «Лалита-вистаре» (III—IV вв.), в «Махаяна-сутра-аланкаре» (гл. XX, XXI), но специализированным трактатом на данную тему была «Дашабхумика-сутра» («Наставление о десяти уровнях»), составленная в школе протойогачары, вероятно, в III-IVBB., где иерархизируются уровни совершенства того, кто следует «путем Бодхисаттвы», каждый из которых соотносится с соответствующим совершенству-парамитой. Это позволяет составителю текста систематизировать практически все учение махаяны («ступеньки» излагаются Бодхисаттвой Ваджрагарбхой в ответ на просьбу Будды поведать о них присутствующим).

Ступени пути Бодхисаттвы

На 1-й ступени — «радостной» (прамудита)— начинающий Бодхисаттва овладевает совершенством щедрости (дана). Он доверяет буддам, печется о всех, прилежен в изучении Дхармы; его щедрость «нематериальная», ибо он сострадает живым существам, которые не заботятся о своем освобождении, и он готов пожертвовать ради них своими женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью, ликуя из-за своего превосходства над другими.

Далее следует 2-я ступень — «незагрязненность» (вимала), — на которой адепт овладевает совершенством нравственности (шила), идентичным «профессиональному» освоению самодисциплины по методу классич. Восьмеричного пути (последний включается, т.о., в виде частного случая в иерархию достижений в махаяне). «Незагрязненность» означает освобождение от нечистоты аффектов.

На 3-й ступени — «лучезарной» (прабхакари) — будущий Бодхисаттва становится «светильником учения», способным к уразумению сокровенных умозрительных истин.

Здесь он овладевает совершенством терпения (кшанти), ибо денно и нощно упражняется в изучении махаянских сутр. Он становится экспертом в четырех нормативных медитациях и достигает «обителей Брахмы» (здесь в систему махаяны включается уже главное индуистское божество), развивая поэтапно благость, сострадание (каруна), сорадование (майтри), бесстрастие, и уже начинает излучать свет в небесных пределах.

4-я ступень — «пламенная» (арчшимати) — позволяет адепту созерцать истинную природу всех существ и населяемого ими мира. В его «огненном» видении отражаются преходящесть сущего и значение освобождения, и он бросает прощальный взгляд на остатки ложных воззрений, прежде всего связанных с представлением о своем «я». Здесь он овладевает совершенством мужества (вирья), ибо окончательно укрепляется в истинной вере в «три драгоценности» (триратна)буддизма: Будду, учение и общину.

5-я ступень так и называется — «чрезвычайно трудно достижимая» (судурджая), ибо только теперь можно постичь различие истины конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной (парамартхика-сатъя) и, соответственно, конечную пустотность всего сущего (см. Две истины). Поскольку адепт старается о благе живых существ, созерцая их преходящесть и одновременно сущностную «освобожденность», эта ступень соотносится с освоением совершенства медитации (дхьяна).

6-я ступень получила название —  «перед лицом [полной ясности]» (абхимукхи), ибо на данной стадии адепт становится экспертом в совершенстве истинного познания (праджня). Он видит глубинное единство сансары и нирваны и знает, что все вещи суть «только-сознание».

На 7-й ступени — «далеко распространяющейся» (дурамгама) — адепт становится уже настоящим Бодхисаттвой. Он может войти в паринирвану, но медлит ради освобождения других живых существ, предпочитая ей «активную нирвану» (апратигитхита-нирвана).

Сейчас он овладевает сразу двумя новыми совершенствами: умением использовать любые стратагемы (упая) ради помощи «сансарным» существам и способностью передавать им свой запас «заслуги» (пунья).

8-я ступень — «недвижимая» (ачала), ибо Бодхисаттвы неколебим в своей решимости действовать в этом мире ради освобождения др. существ. Соответствующим совершенством является поэтому верность великому обету (пранидхана). Теперь Бодхисаттва может принимать любой внешний облик ради помощи др. существам.

На 9-й ступени — «благочестивого размышления» (садхумати) — Бодхисаттва использует весь свой интеллектуальный потенциал для проповеди Дхармы. Здесь реализуется совершенство всемогущества (бала), проявляющееся также в постижении Бодхисаттвы
магич. формул (дхарани), этих «словесных талисманов», которое он передает дальше
ищущим освобождения.

10-я ступень — «облако учения» (дхарма-мегха) — превращает адепта уже в небесного Бодхисаттву. Он восседает, как «освященный», на небе, на великом лотосе, и его тело излучает особый свет. Соответствующее совершенство — полнота знания, а с облаком он сравнивается потому, что, подобно тому как оно проливает дождь, он, распространяя свои лучи на землю, смягчает печаль и страдание живых существ.

На этой ступени Бодхисаттвы становится уже подобным Майтрее, который ожидает своего часа на небе Тушита, чтобы явиться на землю новым буддой. Так восхождение адепта, начавшееся с ликования по поводу превосходства над «обычными людьми», завершается полнотой самообожествления и претензией на восседание на небесных престолах. А это и составляет реальную цель практики махаяны, средствами осуществления которой служат все перечисленные совершенства.

Боробудур
Боробудур

Символика ступеней на «пути Бодхисаттвы» нашла отражение и в буддийском зодчестве. Так, знаменитый храм архитектурного комплекса Боробудур (Центр. Ява), датируемый VII-IX вв., состоит из основания (символизирующего мир), над которым надстроены шесть квадратных платформ (первые уровни совершенства), а над ними— три круглые платформы (высшие уровни совершенства), которые завершаются ступой (последняя ступень «небесного Бодхисаттвы»).

Последовательность ярусов совершенства должна внушать мысль каждому адепту, что он, если только будет правильно работать с хорошими «учебными пособиями», может, начав с щедрости, мало-помалу увеличивать свои «заслуги» и стать еще одним, новым божеством. Поэтому с т.зр. религиоведческой компаративистики буд. «линейная» иерархия ступеней совершенства может рассматриваться как инверсия христианского пути восхождения (изложенного также в иерархической последовательности добродетелей, например,
в «Лествице» Иоанна Синайского), где считается, что реальные достижения обратно пропорциональны «ступенькам» самооценки, а эйфорические состояния прямо пропорциональны объему человеческого падения.

В пантеон махаяны в качестве Бодхисаттвы включены реально существовавшие люди,
среди них — индийские учителя и теоретики буддизма, основатели тибетских школ. Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические Бодхисаттвы, имена которых встречаются уже в самых ранних сутрах. В «Саддхармапундарика-сутре» упоминаются 23 Бодхисаттвы, в «Вималакирти-нирдеша-сутре» — более 50.

В литературе махаяны, особенно тибетской, часто приводится список из «восьми великих Бодхисаттв»:

  • Манджушри,
  • Ваджрапани,
  • Авалокитешвара,
  • Кшитигарбха,
  • Сарва-ниварана-вишкамбхин,
  • Акашагарбха,
  • Майтрея,
  • Самантабхадра; к ним иногда прибавляют
  • Маха-стхама-прапту, представляющего мудрость Будды,

и в иконографии вместе с Авалокитешварой они располагаются соответственно справа и слева от Амитабхи.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Мифологические Бодхисаттвы связаны с определенными буддами (напр., Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи), представляя собой их активный аспект.

В ваджраяне каждому из пяти дхьяни-будд соответствует определенный Бодхисаттва. Т.о., мифологические Бодхисаттвы не обязательно прошли «путь бодхисаттвы», иногда они скорее просто эманации будд.

Оставьте комментарий